Авг 27 2011

Как мы по Вишере ходили

Категории: ФоткиЕвгений @ 15:15


Река Вишера в Пермском крае была основной целью нашего путешествия на Урал помимо самого Урала. В планах было доехать до Красновишерска (по асфальту), оттуда проехать немного ближе к Уралу (по грейдеру) и дальше доплыть вверх до основного хребта на лодке под мотором (по реке около 150 км).

В Красновишерске были вечером второго дня путешествия и сразу двинули на грейдер на Ваю. По указателю до Ваи было 100км, но нам не нужно было так далеко, мы планировали собрать лодку и плыть около Мутихи (60 км по грейдеру). Грейдер там очень плохого качества. Например в Приладожье можно ехать 60-80 км/ч, быстрее не получится из за частых поворотов, а здесь дороги прямые, но не ровные, скорость редко удавалось поднять выше 40 км/ч, наступившее темное время суток только усложняло продвижение к цели. В итоге доехав до Мутихи и найдя поворот с дороги к реке нашли ее разбитой лесовозами и решили заночевать прямо на перекрестке и отложить решение о дальнейшем пути на утро. Впереди был остаток ночи с периодически проезжающими в трех метрах от палатки лесовозами, но мы так устали, что и это не помешало уснуть.
Утром мы при свете поняли, что до самой Вишеры по лесовозной дороге ехать смысла нет, хотя она и с натяжкой проезжабельна. В паре сотен метров протекал приток Вишеры река Акчим, на ее берегу мы собрали лодку.
Спуск к Акчиму по глинистой колее

Об обратном подъеме как-то особо не задумался — лесовозы и уазики часто проезжают, если что — помогут, а если не будет дождей — и сам выеду.
Пока собирали лодку мимо проплыли местные на уралках под моторами. Это придало нам уверенности что бы беспрепятственно оберемся до Вишеры. Уралка — это длинная деревянная лодка, когда не было моторов местные успешно ходили на ней вверх и вниз по течению, отталкиваясь ото дна с помощью длинного шеста.

Собрали и снарядили лодку

Поплыли. Приток оказался очень мелким, я долго не риcковал опустить мотор. Быстрое течение несло нас к Вишере. Была надежда, что Вишера будет больше и глубже. Но не тут то было. Мы вышли к Вишере в том месте, где она делится на два рукава и наш оказался глубиной сантиметров 20-30 и c лютым течением, в котором не то что прогрести на веслах — устоять трудно

Кое-как протащив лодку пешком по воде дошли до места, где можно было опустить мотор. Потихоньку поплыли. Но счастья это не принесло — периодически по килю били камни и приходилось плыть очень медленно. Местами снова шли пешком. Во время одной из остановок придумали положить на верхний торец транца толстую палку, для того чтобы мотор висел как можно выше. Досконально разобрался с предусмотренной регулировкой глубины опускания винта. Теперь эта процедура занимала несколько десятков секунд. Плыть с винтом, постоянно находящемся в минимально заглубленном положении не получалось — при наборе скорости сразу начиналась кавитация. Весь день промучившись таким образом и изрядно погнув винт (на плёсах под скалами он, с нарушенной геометрией, уже не развивал тех 35км/ч, которые удавалось развить на озерах) мы поднялись всего на 24 км из почти 150, которые хотелось преодолеть, чтобы достичь гор. Меж тем мы все же не переставая наслаждались прекрасными видами


На следующий день снова плыли вверх, только погода была пасмурная. Доплыли до Ваи, отплыли чуть выше и встали на ночлег. Увидев в Вае автомобильный мост (я думал там только паром, да и тот не действует), решили не мучиться и спуститься по реке к машине и доехать до гор на машине. На следующий день за пол дня спустились к машине и поехали к Уралу. Но об этом — потом.
Такими моторами пользуются местные. Это двухтактный Ветерок с 8 лошадями с защитой киля и винта. Защита стоит мало у кого.

Мотора мощнее 15-сильного двухтактника я здесь не видел. У нас — тяжеленный 15 сильный четырехтактник, как минимум в 2 раза тяжелее аналогичного двухтактника. Легкие моторы местных при ударе о камни отскакивают — отгибаются назад. Наш тяжелый монстр жестоко бился о камни и мигом останавливал лодку.

Ценой покарябанного киля и сильно погнутого винта стало понятно, что подобный мотор категорически не подходит для горной речки. Топлива взяли 44 литра, в итоге сожгли меньше основного бака (около 16 литров) — а прошли около 90 км. То есть на сотню хорошо груженая лодка с этим мотором ест меньше 20 литров в режиме, далеком от опатимального. Мотор явно предназначен для дальняка. В будущем учтем-с =)
Еще немного Вишеры

Метки: , , , , , ,